stmvl (stmvl) wrote,
stmvl
stmvl

Епископ Григорий (Граббе). Пора трубить тревогу (1989г.).

i (23)Когда при Сталине коммунисты опасались в России влияния Запада, они, преследуя цели своей пропаганды, начали вести особую религиозную политику. Вместо намеченного скорого и полного уничтожения религии Сталин решил показать себя покровителем Церкви, хотя к сороковым годам на свободе почти не оказалось ни епископов, ни даже священников.

Политическая и военная нужда заставила Сталина повернуть руль на 180 градусов и предстать перед Западом не как гонитель, а как "покровитель" Православной Церкви. Однако восстановления патриаршества и торжественного возведения на престол патриарха Сергия оказалось недостаточно, чтобы затушевать впечатление от предшествовавших жестоких гонений.

Соборы, начиная с 1945 г., стали изобиловать почетными гостями — представителями разных других Православных Церквей.

Особенно выделяется в этом отношении очень интересный Московский Собор, имевший место в 1948 г. Главным мотивом его оказалось обличение экуменической ереси и деятельности Всемирного Совета Церквей. Теперь об этом Соборе и читанных там замечательных докладах совсем не вспоминают, хотя в свое время деяния его и были опубликованы Московской Патриархией.


Прошло только сорок лет, и в области экуменизма вес переменилось в мире христианских религий, повернувшись на 180 градусов. Московская Патриархия по указке КГБ в 1961 г. вошла во Всемирный совет Церквей, и теперь ее епископы участвуют не только в совместных конференциях, но и в совместных молитвах с мусульманами, иудаистами и язычниками (молитвенное собрание во главе с римским папой в Ассизи). В течение немногих лет произошло много перемен у всех: католики становятся почти протестантами и сговорились с иудаистами о сотрудничестве в приготовлении мира к принятию ожидаемого ими "мессии", а Московская Патриархия, вопреки определению Собора 1948 г., усердствует в экуменизме, который тогда так основательно осуждала!

В 1988 г. Горбачевым объявлена в СССР перемена политики в отношении Православной Церкви. Ей разрешено было принять новый устав, который несколько лучше предыдущих. Но тут же нам стало известно из газет, что руководящий церковными делами кагебист Харчев на встрече с представителями Высшей партийной школы, состоявшейся в марте 1988 г., говоря о неожиданном для партии возрождении веры в народе и о перемене политики в отношении религии, успокаивая своих слушателей утверждал, что партия нисколько не отказалась от борьбы с религией, а только меняет свои методы.

"Перед нами, — сказал он, — встает новая задача: воспитание нового типа священника. Подбор и постановка священника — дело партии".

Как партия занималась этим до сих пор? Вербуя агентов, поддерживая тех, кто представлялся ей для такой работы более подходящим, и препятствуя продвижению "слишком верующих".

Практика показала, что, несмотря на такие меры, в клир все же проникал верующий и преданный Церкви элемент. Теперь мы видим, что партия для исполнения этой сложной задачи нашла и другого, более опытного союзника, чем Московская Патриархия. Об этом 14 декабря 1988 г. сообщила газета "Нью-Йорк Таймс". Случилось это так: перед Патриархией в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси стояла проблема Ватикана, который, с одной стороны, опасался повредить делу борьбы за сохранение униатства в Галиции, а с другой — очень искал сближения с Московской Патриархией. Ватикан отправил на празднование отборную делегацию из десяти видных кардиналов и нескольких епископов, которые, помимо участия в торжествах, не сидели в Москве сложа руки. Зная не хуже нас, кто там действительно является начальником по религиозным делам, они понимали также, что цель у этого начальства в отношении Православной Церкви — через новый состав духовенства подчинить оконча­тельно Русскую Церковь своему влиянию. Вот они и предложили свое сотрудничество для перевоспитания будущего русского духовенства.

В ходе переговоров в Ватикане за короткое время побывали: председатель Комиссии по переработке семинарской программы архиепископ Дмитровский Александр, а затем заведующий издательским отделом Московской Патриархии митрополит Питирим Волоколамский, который договаривался с Ватиканом о поставке в СССР Библий зарубежного издания. Напомним, что в конце 50-х годов Ватикан выпустил Библию на русском языке с католическими "научными" толкованиями. Не она ли будет теперь импортироваться русским людям, жаждущим православной духовной пищи?

Участие католиков в основной переработке семинарского курса дает Ватикану возможность при полном сотрудничестве с Московской Патриархии влиять на обучение и воспитание священников Русской Церкви, предоставляя католикам неогра­ниченные возможности для их пропаганды в России. Для них, как и для КГБ, главное — оторвать студентов от основных начал Православия. Отсюда и перед нами встает задача защищать Православие от этого нового наступления, ведущегося при предательском содействии Московской Патриархии.

Спрашивается, как? Прежде всего, путем возможно широкой огласки сути этого наступления. Затем, мы должны делать все возможное для снабжения наших братьев в России соответствую­щей подлинно православной литературой. Об этой нужде я делал доклад на последнем Соборе. Доклад был принят сочувственно. Теперь нужна срочная общественная работа в этом направлении, прежде всего путем образования фонда для покрытия расходов по печатанию литературы, во многих случаях путем повторения прежних, разошедшихся уже изданий. Теперь это легче, ибо в СССР можно посылать книги и по почте.

Теперь больше людей бывает в СССР, и они могут отвозить туда книги, отправляя их там по данным им адресам. Можно составить книжный фонд, ибо почти у каждого православного найдется какая-то книга духовного содержания, которую он мог бы дать для отправки.

В России немало православных энтузиастов, но у них не хватает литературы. Каждый из нас должен подумать, чем и как он может помочь. Приведу примеры: во время Собора из вестей с родины выяснилось, что есть нужда в одной моей книжке, уже разошедшейся. Я спросил владыку Лавра, сколько нужно для се переиздания. Сумму, им указанную, я собрал среди своих друзей и уже передал в типографию Св.-Троицкого монастыря.

Уже составлен список книг, которые особенно нужны. Дня переиздания их и организации отправления, очевидно, надо будет образовать специальный фонд. Подобная работа уже ранее велась такими организациями, как "Православное дело". Теперь же могут открыться разные новые возможности, которыми мы должны воспользоваться.

Будем же помнить старую русскую пословицу: "Под лежачий камень вода не течет".

Кадетская Перекличка. № 47 – 1989 г.

sinod.ruschurchabroad.org
Tags: Истинное Православие, Московская Патриархия, РПЦЗ, Совдеп, отеческие наставления, сергианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment