October 24th, 2017

15 лет теракту на Дубровке: шесть вопросов, на которые власти так и не ответили

23 октября исполняется 15 лет с момента захвата террористами театрального центра на Дубровке во время мюзикла "Норд-Ост". Этот теракт стал самым крупномасштабным из тех, что совершались в столице России. Споры вокруг него ведутся до сих пор. Родственники погибших при штурме и бывшие заложники убеждены, что ответственность за многочисленные жертвы лежит не только на террористах, но и на российских властях.

В результате захвата и последовавшего штурма, по официальным данным, погибли 130 человек (СПИСОК) из числа заложников, а по данным общественной организации "Норд-Ост" - 174 человека. Множество людей были убиты во время штурма.

В нападении участвовали 40 боевиков, среди которых были как мужчины, так и женщины. В момент захвата в здании находилось более 900 человек: артисты, обслуживающий персонал театрального центра и зрители. Террористы рассчитывали с помощью своей акции добиться вывода российской армии с территории Чечни.

Как пишет сайт "Открытая Россия", власти РФ так и не ответили на шесть вопросов об этом теракте.

Переговоры с террористами длились до раннего утра 26 октября, когда оперативным штабом была дана команда штурмовать здание. В зал пустили газ, который должен был усыпить террористов, но его использование привело и к гибели заложников. 119 погибших умерли от последствий применения газа уже в больницах, куда их доставили после штурма.

Родственники погибших до сих пор судятся с государством. Они хотят, чтобы наказание понесли силовики, из-за действий которых погибли и пострадали заложники.

1. От какого газа, пущенного в зал перед штурмом, погибли заложники?

Когда террористы захватили заложников, перед властями страны встал вопрос, как провести штурм заминированного здания и при этом избежать взрыва. Тогда было принято решение использовать усыпляющий газ. Ранее при освобождении заложников подобный способ не использовался.

Точный состав газа неизвестен до сих пор. Также неизвестно, по чьему приказу газ был применен. Минздрав назвал формулу государственной тайной. В ФСБ заявили, что на Дубровке была применена "спецрецептура на основе производных фентанила". А президент Владимир Путин вообще объявил газ "безвредным".

Медикам, спасавшим жизни заложников, никто не сказал ни о примененном газе, ни о необходимых антидотах. Им приходилось на глазок определять вид газа.

Некоторые независимые эксперты предполагают, что вместе с фентанилом (опиат, по действию в сотни раз сильнее героина, нашедший применение в медицинской практике) был применен галотан - снотворный газ, обладающий высокой летучестью.

2. Что еще стало причиной гибели заложников?

Спустя почти год после трагедии 20 сентября 2003 года Путин на встрече с американскими журналистами назвал использованный в ходе спецоперации газ безвредным. По его словам, заложники погибли из-за "ряда обстоятельств: обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании". Интересно, что Кремль опубликовал только сокращенную версию этого интервью, а большую его часть скрыли от россиян.

Один из основателей региональной общественной организации содействия защите пострадавших от террористических актов "Норд-Ост" Сергей Карпов рассказал, что многие бывшие заложники стали инвалидами. Чаще всего они страдают от заболеваний, связанных с мозгом. "После того как люди наглотались ядовитого газа, у людей нарушилось кровообращение, функции дыхания. 12 человек полностью оглохли. У многих сильно упало зрение. Заложникам ставят диагноз "пропадание памяти", - сообщил Карпов.

Многие родственники погибших заложников считают, что власти не обеспечили освобожденным людям своевременной квалифицированной медицинской помощи. В результате одной из основных причин большого числа погибших явились неверно организованные вынос и эвакуация спящих заложников, при котором из-за неправильного положения (с наклоном тела и головы вперед или назад) у них были перекрыты дыхательные пути, что вызывало асфиксию.

Живых и мертвых заложников складывали штабелями на асфальт перед зданием театрального центра, потом всех грузили в автобусы и "рафики". Несмотря на то что у многих пострадавших в результате газовой атаки начались рвотные позывы, людей выносили и укладывали на спину. В автобусы заложников сажали с запрокинутой назад головой. В итоге люди захлебывались рвотными массами и умирали.

Кроме того, разнятся и данные о заложниках, погибших в результате огнестрельных ранений.

В качестве причин смерти у всех жертв называются гиподинамия, обезвоживание, хронические заболевания. Ни газ, ни асфиксия в свидетельствах о смерти не указаны.

3-4. Как террористы смогли привезти в Москву оружие и захватить ДК?

Почти сразу после принятия решения о проведении теракта в Москве боевики начали перевозить в столицу необходимое оружие. Часть боеприпасов хотели доставить в "КамАЗе", под грудой яблок. В дороге грузовик сломался, а оружие вместе с яблоками распределили по нескольким машинам "Жигули". Как такую массовую доставку оружия на гражданских трассах не заметили правоохранительные органы - неизвестно. Взрывчатку привезли позже, также, как и оружие, на "КамАЗе", но уже под арбузами.

В 2004 году, спустя два года после теракта, появилась информация, что главарь террористов - Руслан Эльмурзаев, он же Абубакар - был начальником службы экономической безопасности и фактическим владельцем "Прима-банка". Пользуясь служебным положением, он взял кредит на сумму 40?000 долларов. На эти деньги боевики сняли квартиру, купили два микроавтобуса и сделали себе поддельные документы. В материале также говорится, что террористы передвигались по городу на инкассаторском автомобиле.

5. Почему за участие в штурме награждали тайно?

В 2003 году бойцы группы "Альфа" написали письмо журналисту "Новой газеты" Юрию Щекочихину, в котором сообщили, что участников контртеррористической операции в театре на Дубровке наградили сразу после Нового года. По словам бойцов, пять человек получили почетное звание Героя России. Среди них один член "Альфы", один из "Вымпела" - "ребята во всех отношениях заслуженные: прошли все горячие точки".

Кроме них Героями России стали генерал Владимир Проничев, руководивший штабом по освобождению заложников и начальник Центра специального назначения генерал Александр Тихонов. Именно эти два человека отвечали за борьбу с терроризмом. "Мало того, что они не понесли никакого наказания за проникновения террористов в центр Москвы, но и получили звезды Героев, отняв их, по сути, у более достойных ребят, действительно рисковавших своими жизнями", - писали бойцы "Альфы".

Также высокую награду получил химик, разработавший формулу газа, который запустили в здание. Его имени авторы письма не называют.

Автор статьи предполагает, что президент Владимир Путин наградил "бывших коллег" закрытым указом, потому что они в действительности не являются Героями России. "Не понимаю, почему наш президент раздает великие звания не тем, кто делает что-то, а тем, на чью поддержку он может рассчитывать", - писал Щекочихин. Через три месяца после этой публикации Щекочихин неожиданно умрет от отравления.

6. Сколько на самом деле было террористов?

По официальным данным, театр на Дубровке захватили 40 человек, и все они были убиты в ходе спецоперации. Свидетели неоднократно сообщали, что террористов в здании было больше, однако следствие этого не учло. Одна из заложниц, Светлана Губарева, сообщила, что видела в зале минимум 24 шахидки, хотя убиты были только 19.

Спустя полгода после теракта журналист Анна Политковская взяла интервью у некоего Ханпаши Теркибаева. По его словам, он был одним из террористов, захвативших театр на Дубровке. Более того, Теркибаев заявил, что является "соратником" администрации президента и участвовал в захвате театра по приказу Кремля.

Напомним, в 2011 году Европейский суд по правам человека, рассмотрев коллективную жалобу пострадавших в результате теракта на Дубровке, признал, что российские власти нарушили право на жизнь и на справедливое судебное разбирательство. Помимо назначения денежных компенсаций, ЕСПЧ обязал Россию объективно расследовать обстоятельства проведения операции по освобождению заложников, во время которой погибли люди.

newsru.com

Выступивший против Мединского экспертный совет ВАК ждет ротация

Историки настаивают, что министр культуры защитил свою диссертацию с нарушениями

В экспертном совете Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по истории, который призывал лишить степени доктора наук министра культуры Владимира Мединского, ожидается ротация кадров, сообщили «Ведомостям» два собеседника в ВАК. «Сильное обновление совета было в 2013 г. Можно думать, что сейчас это будет расплата за историю с Мединским. Но, в принципе, это обычная история», – говорит один из членов совета. По словам его председателя Павла Уварова, ротация пройдет в течение месяца, но «напрямую это с решением по Мединскому не связано, ротация затевалась раньше». Два человека сказали «Ведомостям», что сами раздумывают над тем, чтобы покинуть ВАК после решения сохранить за министром ученую степень. За это на заседании президиума ВАК в пятницу голосовали 14 его членов, против – шесть.

На заседании Уваров поднял вопрос о том, что диссертация Мединского в 2011 г., возможно, не обсуждалась в экспертном совете. «Это означало бы, что диссертация не прошла процедуру утверждения», – говорит один из членов совета. Но председатель ВАК Владимир Филиппов снял этот вопрос, поскольку в диссертационном деле есть протокол заседания экспертного совета, подписанный его членом Константином Аверьяновым (сейчас – один из представителей Мединского). На протоколе стоит «подозрительная» дата 30 декабря 2011 г., пояснил «Ведомостям» Уваров: «Сейчас такое невозможно, все-таки ВАК прошла через реформу с усложнением процедуры защиты». Главное, что диссертацию ни на одном этапе не обсуждали специалисты по данному периоду, отмечает он: «Только на последнем этапе по этой работе высказался экспертный совет ВАК, где шесть докторов наук – специалисты по этой теме».

vedomosti.ru

«Роснефть» потратит 20 млн рублей на мониторинг СМИ и соцсетей, пишущих о ней и о Сечине

В список попали даже «Красный тундровик» и «Маленькая Сызрань»

Компания «Роснефть» объявила тендер на «мониторинг блогосферы и СМИ». Как сказано в документации, особое внимание при мониторинге нужно уделить публикациям, где упоминается глава «Роснефти» Игорь Сечин. Life пишет, что начальная цена контракта — 20 млн рублей. Услуги должны оказываться в течение года, то есть ежедневно компания будет тратить 55 тыс. рублей на изучение того, что пишут о Сечине.


В документации перечислены обязательные для мониторинга СМИ. Это российские СМИ: 24 газеты, 30 журналов, 43 сайта печатной прессы, семь информационных агентств, 14 телеканалов, девять радиостанций, 89 интернет-СМИ. А также зарубежные: 12 новостных агентств, 17 иностранных газет, 10 иностранных журналов, 11 иностранных интернет-ресурсов, два авторских блога на BBC, девять сайтов новостных каналов.

Список включает в себя как крупные издания и телеканалы, так и малозаметные. К примеру, «Роснефти» важно, что напишут о Сечине в газете «Няръяна вындер» (переводится как «Красный тундровик», выходит в Ненецком автономном округе) и на портале «Маленькая Сызрань».

Также подрядчик должен мониторить всё, что можно прочитать про «Роснефть» и Сечина в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и Twitter. Нужно изучать также информацию о всех дочерних компаниях «Роснефти», «стратегических партнёрах, подрядчиках и конкурентах на российском и зарубежном рынках (это „Лукойл“, „Газпром“, „Башнефть“, „Транснефть“, ОСК и так далее), менеджерах и членах совета директоров „Роснефти“».

Все сообщения в отчётах, которые будут передаваться в «Роснефть», должны быть разбиты на позитивные, негативные и нейтральные.

Сечин стал часто упоминаться в прессе вскоре после того, как в Замоскворецком райсуде Москвы начался судебный процесс против бывшего главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева. Его обвиняют в получении взятки от главы «Роснефти» в размере 2 млн долларов. Сам Улюкаев утверждает, что он не знал, что в сумке, которую ему передал Сечин, находятся деньги.

«Роснефть» и ранее довольно ревностно относилась к тому, что пишут о ней и о руководстве компании в СМИ. Напомним, 2 октября «Роснефть» подала иск к «Коммерсанту». Компания не требует компенсации от журналистов, но требует опровергнуть информацию, изложенную в материале. Истец остался недоволен статьей «Исправленного три года ждут». Автор статьи — заместитель шеф-редактора «Коммерсанта» Дмитрий Бутрин. Она была опубликована 14 августа.

В колонке Бутрин описывает поправку в закон о закупках госкомпаний, которая вступает в силу 1 января 2018 года. Он указывает, что только с этого момента закон формально запретит конфликт интересов между заказчиком и участником закупки, в том числе наличие родственных связей между ними.

Далее он приводит пример: «Удивительно в поправках только то, что почти никто, кроме юристов и причастных к госзакупкам непосредственно лиц в России, видимо, и не подозревает, что сама по себе закупка чего угодно зампредом правления условной „Роснефти“ у своей жены до тех пор, пока судом не установлен какой-либо ущерб от этого „Роснефти“, до Нового года, в общем, законна». Это было единственным предложением в колонке, в котором упоминалась «Роснефть». И именно его компания потребовала опровергнуть.

А в августе 2016 года глава «Роснефти» Игорь Сечин подал в Басманный суд Москвы иск о защите чести и достоинства с требованием ликвидации тиража «Новой газеты» со статьей о его яхте.

znak.com

В понедельник, 23 октября, гостем клуба «Россия» стал востоковед Александр Шумилин

В Москве в понедельник, 23 октября, состоялось очередное заседание дискуссионного клуба «Россия», создателем которого является доктор философских наук, российский философ и социолог Игорь Борисович Чубайс.

Гостем заседания в этот день выступил востоковед Александр Шумилин. Тема выступления – Российские повороты на Ближнем Востоке (война в Сирии и др.).

Собравшиеся имели возможность задать вопросы.

Напоминаем, что заседания клуба «Россия» проходят раз в две недели по понедельникам, адрес: Слесарный переулок, дом 3 (рядом с метро «Проспект мира»). Вход через стеклянную дверь с надписью «Клуб «Россия»».

Пресс-служба МО Альянса, 24.10.17г.

В Ульяновске активиста «Открытой России» оштрафовали за возложение цветов

Ленинский районный суд города Ульяновска оштрафовал активиста движения «Открытая Россия» Андрея Извекова на 10 тысяч рублей за возложение цветов к памятнику жертв политических репрессий. Об этом сообщается на сайте движения.

Суд посчитал, что организованное возложение венков подпадает под ч. 5 ст. 20.2 КоАП (нарушение порядка проведения публичных мероприятий).


7 октября Извеков поучаствовал в акции памяти журналистки «Новой Газеты» Анны Политковской, при этом мероприятие было согласовано с властями города.

12 октября четырех активистов «Открытой России» вызвали в местный Центр противодействия экстремизму, где на координатора движения Алену Штыкину составили протокол за организацию несогласованного шествия, а на Извекова и еще двух активистов — за участие в нем.

По мнению полицейских, активисты, участвуя в согласованном мероприятии, провели несогласованное, «выражающее протест политике президента», используя при этом средства агитации с символикой предвыборной кампании Навального.

ovdinfo.org

Роскомнадзор подготовил предложения в ответ на дискриминацию российских СМИ в США

Роскомнадзор подготовил и направил в комиссию Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние российские дела пакет предложений для принятия зеркальных мер против Вашингтона из-за дискриминации отечественных СМИ на территории США.

Как сообщил заместитель руководителя надзорного ведомства Вадим Субботин, предложения касаются всех сфер распространения информации. "Мы посмотрели с точки зрения применения действующих законов в отдельных случаях, при которых существует необходимость принятия симметричных адекватных мер", - заявил он (цитата по РИА "Новости").


"Мы подготовили комплекс предложений, которые связаны с нашими полномочиями, с нашими компетенциями по распространению информации во всех сферах: и в телевидении, и в радио, и печатных СМИ, и в интернете, безусловно", - пояснил Субботин на заседании комиссии Совфеда.

По его словам, Роскомнадзор готов обсудить свои предложения с членами парламента в закрытом режиме "из-за чувствительности вопроса". При этом Субботин подчеркнул, что российское законодательство в отношении СМИ и сферы распространения информации является "достаточно либеральным".

"У нас никогда не было в нем никакой политики, никогда не было там никаких ограничений на что-то, когда кто-то из-за рубежа пытается повлиять на наши какие-то политические решения или экономические решения и так далее", - отметил он.

На прошлой неделе, 17 октября, комиссия Совфеда составила список нежелательных СМИ, деятельность которых уже в ближайшее время может быть ограничена на территории России. В перечень попали CNN, "Голос Америки" и радио "Свобода". Всего же в списке не более пяти СМИ.

В начале октября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что давление властей США на телеканал RT вынуждает Россию применить к американским СМИ аналогичные меры.

Тогда же она подчеркнула, что частные СМИ можно преследовать на территории России так же, как государственные: "Никакой разницы, являются ли СМИ государственными, финансируются через небольшую, опосредованную цепочку по линии американских государственных органов либо это частные - для нас этой разницы нет".

"Это особый случай, когда в отношении нашего канала применена вся имеющаяся машина, включая административный ресурс, включая пропаганду на территории США. После того как мы это квалифицировали в качестве ограничения деятельности, мы можем применять аналогичные меры в отношении американских журналистов и американских СМИ здесь, на территории РФ", - добавила Захарова.

За несколько дней до этого Роскомнадзор напомнил, что ведомство имеет право приостановить лицензию компании-вещателя телеканала CNN International в России на период в три месяца, если компания не устранит в установленные сроки выявленные нарушения.

Ранее главный редактор RT Маргарита Симоньян заявила, что требование американского Минюста зарегистрироваться в качестве иностранного агента может привести к тому, что канал прекратит работу в Штатах. Она также говорила о защитной ответной реакции в случае прекращения вещания RT в США. Симоньян называла этот сценарий худшим среди возможных и подчеркивала, что ей, как журналисту, этого не хочется.

Проблемы у телеканала RT, который на Западе считают проводником кремлевской пропаганды, возникли на фоне расследования предполагаемого вмешательства России в американские выборы 2016 года. 11 сентября RT сообщил, что Министерство юстиции США направило письмо компании, которая обслуживает RT America, с требованием зарегистрироваться как иностранный агент.

4 октября телеканал RT убрали из премиальной выдачи видеохостинга YouTube, принадлежащего Google. Произошло это вскоре после того, как конгресс США выразил намерение опросить представителей Google в связи с возможным размещением рекламы со связанных с RT аккаунтов. Другие интернет-гиганты - Facebook и Twitter - уже предоставили такую информацию.

Параллельно с этим в палате представителей конгресса США обсуждается проект новых требований к регистрации иностранных агентов. Проект предполагает наделение Минюста дополнительными полномочиями, позволяя выявлять и по суду преследовать организации, которые "незаконным путем" пытаются повлиять на политические процессы в США.

newsru.com

На Дмитрия Гудкова составили протокол об агитации в день муниципальных выборов

На политика Дмитрия Гудкова составили административный протокол о проведении предвыборной агитации вне агитационного периода. Об этом сообщает РБК со ссылкой на ответ Мосгоризбиркома на жалобу сооснователя наблюдательного проекта «Россия выбирает» Александра Закускина.

В жалобе Закускин указал, что 10 сентября Гудков через твиттер, фейсбук и «ВКонтакте» распространял ссылки на сайт gudkov.ru, на котором были призывы голосовать за определенных кандидатов на муниципальных выборах.

Сооснователь «России выбирает»​ пожаловался и на агитацию партии ЛДПР. Но Мосгоризбирком счел, что в их агитации содержится только призыв вступить в партию, но не голосовать за нее.

Глава штаба Гудкова Максим Кац заявил, что команда политика агитировала за явку, а это не является нарушением. Он связал решение Мосгоризбиркома с тем, что ЛДПР не представляет угрозы для власти, потому что не выиграла в выборах.

ovdinfo.org

«Почта России» не смогла вовремя доставить Дурову письмо из ФСБ

Представитель почтовой службы извинился перед ФСБ, отметив, что причину задержки выяснить невозможно. Позднее в «Почте России» заявили, что доставили отправление вовремя, в течение минимального рекомендованного срока — 7 дней

«Почта России» не сумела в срок доставить направленный заказным письмом запрос Федеральной службы безопасности (ФСБ), в котором та требовала раскрытия ей переписки пользователей мессенджера Telegram, сообщил глава международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков, которому глава Telegram Павел Дуров доверил защиту тайны переписки в российских судах.

По словам Чикова, свой запрос ФСБ направила 12 июля, предписав Telegram предоставить необходимые данные до 19 июля. Однако компания не могла выполнить это требование, так как письмо в Telegram было доставлено только 21 июля.

В размещенном юристом в своем телеграм-канале ответе «Почты России» на запрос ФСБ причины задержки доставки письма не разъясняются, вдобавок оператор не смог объяснить спецслужбе, почему та не получила уведомления о том, что заказное письмо все-таки было вручено адресату.

«В связи с тем, что уведомление ф.С5 пересылается без приписки, установить причину недоставки уведомления отправителю не представляется возможным. Приносим Вам свои извинения за ненадлежащее исполнение предоставленной услуги», — говорится в письме за подписью руководителя службы управления сетью «Почты России» Марии Дуденковой.

При этом позднее «Почта России» заявила, что направленное ФСБ письмо было доставлено главе Telegram вовремя.

«Отправление было сдано в отделение почтовой связи 101000 г. Москвы лишь 14 июля, покинуло пределы Российской Федерации 18 июля, 19 июля поступило на территорию Великобритании и уже 21 июля было вручено адресату. Таким образом, письмо было доставлено в Великобританию в минимальные сроки - за 7 дней. При этом рекомендованные сроки доставки по направлению Москва - Великобритания для заказного письма составляет от 7 до 11 дней», - говорится в сообщении «Почты России», поступившем в РБК.

В отношении «Почты России», которая вовремя не доставила запрос Ф​СБ РФ, не будет инициироваться «отдельных процессов», заявил РБК Чиков. «Вопрос в законности требований ФСБ будет предметом рассмотрения Мещанским районным судом жалобы на постановление в отношении Telegram по делу об административном правонарушении. Вопрос [вызвал ли не доставленный вовремя запрос ФСБ РФ негативные последствия для Telegram] будет оценен судом, но в рамках дела об административном правонарушении», — пояснил Чиков.

16 октября Мещанский суд Москвы признал компанию Telegram Messenger LLP виновной в неисполнении своих обязанностей как организатора распространения информации. Она не предоставила ФСБ информацию для декодирования сообщений пользователей. Компанию оштрафовали на 800 тыс. руб., ее представители не явились на рассмотрение дела.

Комментируя это решение, Дуров заявил, что требования ФСБ предоставить доступ к переписке пользователей Telegram нарушают конституционное право россиян на тайну переписки. Он также объявил, что представлять интересы Telegram в суде в деле против ФСБ будет «Агора».

Летом Telegram предоставил Роскомнадзору данные для включения мессенджера в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). Однако Дуров сказал, что разработчики не будут выполнять законы, которые «не совместимы с защитой частной жизни и политикой конфиденциальности» мессенджера.

rbc.ru

В Подмосковье полицейский после спора пригрозил расправой волонтеру штаба Навального

В подмосковном городе Королев сотрудник правоохранительных органов пригрозил одному из волонтеров штаба политика Алексея Навального расправой после того, как он поспорил с полицейскими на политические темы. Видеозапись разговора опубликована на YouTube.


Волонтеры штаба пришли в местное отделение полиции, куда ранее доставили другого активиста штаба Алексея Голышева за раздачу агитационных газет. Они решили записать происходящее на камеру.

Волонтеры и полицейские обсуждали размеры заработных плат, строительство Керченского моста, вопросы налогообложения и внешней политики, а также источники финансирования штабов Навального.

После разговор зашел о присоединении Крыма к России и причин, по которым полуостров был объявлен частью России.

По окончании спора, один из полицейских заявил, что не любит граждан США, поддерживает Россию и Путина, на что волонтер отметил, что заработная плата у полицейских в Швейцарии пять тысяч евро. В свою очередь, полицейский ответил, что ему нет дела до этой страны, и он живет в России.

Затем в кадре видно, как волонтеры на улице рядом с отделением продолжают словесную перепалку с полицейским, который находится внутри здания. Полицейский в грубой форме обещает найти волонтера и убить.

Напомним, 15 сентября неизвестный напал на главу московского штаба Навального Николая Ляскина, ударил железной трубой по голове и плечу.

Врачи диагностировали у главы штаба Навального закрытую черепно-мозговую травму. Полиция возбудила дело по статье «хулиганство» (статья 213 УК России).

novayagazeta.ru